R8OA и Жизнь в РАДИО
Читая воспоминания моих друзей о прожитой радиолюбительской жизни, невольно начинаешь с ностальгическими соплями вспоминать свою прожитую жизнь. И понимаешь, как же всё-таки мне повезло, что когда-то волею случая я прикоснулся своим детским любопытством к такому понятию, как РАДИО.
Не первый раз, за рюмкой чая, перечитываю жизненную историю наших корифеев как Саныча RO9O, Виктора RW9OA, Сергея R9PS, биографию Пашкова UA9OA, и многих, многих других, понимаешь, насколько мы были богаты советской радиолюбительской жизнью.
Такие автобиографические воспоминания интересны, наверное, не только мне, но они будут интересны и другим, т.к. могут сподвигнуть к автобиографии и других наших радиолюбителей НСО.
А это будет сплачивать наше радиолюбительское братство. Ведь когда ты узнаешь про своих одноклубников что-то личное про его и твое хобби, то мы становимся ближе и роднее.
Поэтому вливайтесь в это братство, публикуя свой путь в мир РАДИО.
Потом, перечитывая эти строки своей биографии, вы в очередной раз окунётесь в светлое и доброе прошлое соединивших, таких чокнутых как мы.
Мой первый шаг в мир Радио был ещё при жизни Сталина, когда мама купила и включила в радио розетку чудо радиотехники тех лет, т.н. “тарелку”.
Что-то круглое с диффузором, а по середине что-то типа металлического бочонка в котором умещался весь хор “Пятницкого” и много разных тётек и дядек
Благо в доме были всегда отвертки и плоскогубцы, воспользуюсь которыми, я, к удивлению, никого там не нашел. Зато по приходу матери с работы я долго искал пятый угол, в котором и был заточён на некоторое время.
Потом, в условно бесплатных фильмах, в кинотеатрах, сидя на полу, учились бить “Белых”, потом “Бледнолицых”, но что-то запало в душу от фильмов про север, про Челюскинцев и Папанинцев и потянуло в библиотеку, которая была в следующем доме от меня, где можно было посмотреть журнал “Радио” и при некоторой сноровке стибрить с витрины радиомагазина в самом центре Новосибирска напротив “Оперного” переменный конденсатор и трансформатор НЧ, которые я поместил в собранный только из фанеры корпус своей будущей радиостанции и крутил ручку настройки, устанавливая виртуальные радиосвязи с кем-то неведомым и далёким.
Что-то купить из радиодеталей в магазине для сборки чего-то – про это даже не было и мыслей, т.к. у матери нас было двое и даже на обеды, когда мать работала на “Сибсельмаше”, ей на заводе выдавали талоны и я питался в столовой на углу Котовского и Ватутина. Поэтому путь выбрал скользкий, опасный, но вовсе не затратный.
В какой-то день на остановке “Телецентр” залез по “колбасе” на крышу трамвая, предварительно взяв с собой те же самые плоски и отвертки, и попытался вытащить через крышу трамвая громкоговоритель. Но,….. инструмент явно был не тот и не для этого, поэтому сойдя на остановке “Горская” пошёл по подъездам домов, где раньше кое-где были телефон-автоматы. С помощью кусачек удалось срезать одну телефонную трубку и таким образом куда говорить и откуда слушать эфир были в моей будущей радиостанции. Когда мать нашла это у меня, то я уже искал не “пятый” угол, а далеко за второй десяток…
Ну а когда в зоне нашей пацанской территории я увидел метео площадку и рядом дом, в котором такие же пацаны как я принимали морзянку, вопрос о дальнейшей учёбе в школе был решён.
Фильмы о Севере, Папанинцев и “Челюскине” толкнули меня на другую дорожку жизненного пути.
Поступил в училище радистов-метеослужбы (1962-1964 г.) на Костычева 5, где и выполнил норматив 1 разряда по скоростной телеграфии. А передачу сдавал самой Глотовой Анне Андреевне. (UV0BB).
В эти годы как раз и стали проводиться первые соревнования по приему и передаче радиограмм. На снимке 1962 года Чемпионат СССР, где главным судьёй был Кренкель Э.Т.
Потом работа на островной метеостанции (Большой Жужмуй) в Белом море, где в течении 3-лет получил такую жизненную закалку на выживание в экстремальных условиях, которой я горжусь и удивляюсь юношеской безшабашностью и веру в свою непотопляемость, незамерзаемость, бессмертие без всякой скромности до сих пор. Как-то с маячником пошли на нашей т.н. лодчонке длинной 6 метров, никому не сказав куда, километров за 25 на крохотные каменистые островки за чаячными яйцами. Шторм застал в точке не возврата и выбросило нас на этот островок, разбив в хлам нашу лодчонку. И из всех воспоминаний на этом острове в памяти осталось только подпалённые брюки от костра во время ночевки у костра на голых валунах, пока нас не нашел вертолёт. Было и такое, что когда начало уносить на льдине во время прилива и вовремя заметив это, бросился вплавь до припая и потом бежать мокрым до метеостанции два километра. Была и гребля на нашей байдарке (баркасе) длиной 6 метров когда заглох мотор и мы гребли на вёслах 25 километров.
Потом служба в Петрозаводске на приемном радиоцентре при штабе армии, где выполнил уже норматив КМС по приему и передаче радиограмм и по возвращении в Новосибирск, в течении двух лет работал мастером производственного обучения в родном училище и параллельно оттачивал свое спортивное ЭГО, участвуя в городских и областных соревнований по многоборью радистов и СРТ.
И уже в 1971 году выступал на международных соревнованиях по многоборью радистов, а в 1972 году, заняв первое место на этих соревнованиях по многоборью радистов среди соцстран под девизом “За Братство и Дружбу” получил звание мастера спорта СССР.
И так меня это многоборье затянуло своим многообразием (прием и передача радиограмм, установление радиосвязи в полевых условиях на радиостанциях, стрельба, плавание, гранатометание на точность, ориентирование на местности, кросс 10 км), в котором почти за 30 лет стал и 5-ти кратным чемпионом СССР и более чем 10-кратным чемпионом ВС СССР.
Но уже в 2011 году выступив на Чемпионате России в г. Иваново последний раз, решил в связи и с возрастом, и с болячками окончательно перейти в менее активный, с точки зрения физических затрат, вид радиоспорта, как скоростная телеграфия, где проводились и Чемпионаты Европы, и Мира. К сожалению, по многоборью радистов более крупных соревнований (после распада СССР) как Чемпионат России, уже не проводилось. А вот за сборную России по скоростной телеграфии начал участвовать на Чемпионатах Европы и Мира с 2001 до 2022 года. Был и Чемпионом Европы и Мира, но в основном всегда был призёром. Стать непревзойдённым, как Стас Зеленов с его опытом ( 17 кратный чемпион Мира) не мог просто по разнице в возрасте. Получалось, что я соревновался в одной группе ветеранов с разницей между моим возрастом и ближайшим соперников в 20 лет.
Радиолюбительство же в Новосибирске началось с получением первого позывного UA9OAN в 1971 году. В этом же году стал начальником областной коллективки, сменив Александра Белова (на ул. Мичурина.)
Потом был тренером ДЮСТШ радиокружка на ОбьГэсе, потом в школе на Ольге Жилиной, откуда и вышли члены сборной СССР MCMК Дмитрий Голованов, член сборной СССР МСМК Николай Овчинников, МС Вера Жарковская (моя выпускница из ПУ-7) В клубе “Искорка” на Бугринке под тренарами Рузавина В.Н. начинали свою деятельность и Александр Пашков (UA9OA) (SK) и RW9O Борис Брагин, и МСМК Никулин Геннадий (SK) а в ДЮСТШ на Мичурина начинали Сергей Овчинников UA9OKL (тренер Сафонов Анатолий), будущий директор ДЮСТШ. И уже в 1972 году предложили службу в Спортивном клубе Армии ПВО на Б. Богаткова, где и началась моя профессиональная радиоспортивная жизнь в очных видах спорта.
Каждодневные тренировки и высокие результаты дали и в жизненном плане некоторые результаты, как то, что были получены квартиры и в Новосибирске, а потом с переводом, и в Подмосковье, где продолжал заниматься спортом ещё 30 лет ( с 1982 по 2012 год), выступая за сборную Москвы и тренируя молодых в Московской ДЮСТШ.
Окончательно, после возвращения в Новосибирск, закончил заниматься в 2022 году, выступив в последний раз на Чемпионате Мира в Сербии, и в конце этой карьеры даже был занесён в книгу Рекордов России под номером № 3721, как самый возрастной член сборной России.
Трудно что-то выделить за эти 50 лет занятием радиоспорта. Постоянные сборы и соревнования слились в одну беспрерывную картину. Картина борьбы не только с соперником в начале этого пути, но и с возрастом, когда это была борьба уже с самим собой. Конечно были яркие моменты, но их было так много, что слилось всё в одну кашу. Сейчас, практически каждую ночь, я вижу сны про соревнования и, почему-то, именно моменты отъезда домой. Радиоспорт, как участие в соревнованиях по радиосвязи на КВ, был для меня второй, но не главной, частью моей жизни.
Живя в Солнечногорске в Подмосковье, получил позывной RA3DH и увлёкся радио экспедициями по программе RDA в Европейской части России. Это было жутко увлекательно и запоминательно. Выполнил довольно трудные условия для получения плакетки “RDA-2500” как “активатор” за №29 и уже потом, при возвращении снова в Новосибирск, продолжил это увлечение по районам Новосибирской области, Алтайского края и запоминающуюся экспедицию на Багузинский перевал (2560 м),на границе Горного Алтая и республики Тува. (RDA TU-08).
Достичь высоких результатов в соревнованиях по КВ связи я уже не мог как и по возрасту, так и по техническому оснащению моего шека на даче и то, только в летнее время, т.к. размер пенсии явно не был рассчитан на цены хорошей аппаратуры и антенн.
Занятие контестингом, да и просто работа в эфире, позволило довольно активно участвовать в этом хобби и позволило вкусить все прелести пенсионерской жизни.
А итогом моей спортивной жизни стали 126 медалей, из которых я соорудил свой спортивный иконостас над головой моего диванчика, где есть и первое золото 1972 года (Польша), и последняя от Минспорта РФ 2024 года.
Кстати, есть и медаль от мэра г. Новосибирска Анатолия Локоть, полученная на одной из конференций радиолюбителей Новосибирской области, которая проходила в НЭТИ, куда он был и приглашен.
А что ещё надо советскому пенсионеру, чтобы чувствовать себя не брошенным и никому не нужным, когда есть хобби, которое объединяет тебя почти со всем Миром и ты кому-то нужен (подросшие внуки уже не в счёт), и как новый префикс, или как новая зона, район RDA, или (вообще в кайф) DXсом.
Поэтому желаю всем того же самого!
Ваш покорный слуга: Морозов Владислав Михайлович R8OA
до встречи в эфире……73!