Изучение азбуки Морзе по напевам

В русском языке есть гласные которые звучат кратко — это Е и И. А есть такие, у которых длинный звук — это А, О, Ы. В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С , хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.

Как работает метод обучения по напевам?

Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У, аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.

По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.

Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.

Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?

Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!

Доводы против метода обучения по напевам!

  • Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
  • Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
  • В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
  • Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
  • После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
  • Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.

* * *

Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.

Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.

Международный
символ
Русский
символ
Код Морзе Напев для запоминания
A А · − ай-даа, ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки, дааай-во-ы, дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик, фи-ти-фаааа-ти
G Г − − · гаа-гаа-рин, гаа-раа-жи, гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди, ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа, и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа, каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки
M М − − маа-маа, моор-зее
N Н − · ноо-мер, наа-те, нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа,
щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми, ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е, сам-та-кой, са-мо-лёт
T Т таак, таам
U У · · − у-нес-лоо, у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее, же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо
W В · − − ви-даа-лаа, вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак, знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо, тыыы-не-мыыы-тааа
Z З − − · · заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо, ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа,
е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа, че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри, шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли,
даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · · · даай-даай-за-ку-рить, даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо,
да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь,
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди, вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит,
наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми, паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит,
дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чик, чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал, а-яяя-ска-заал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай, чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
Точка [ . ]
· · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]
· − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP [eng]
Запятая [ , ]
· − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок, и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]
− − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA [eng]
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я, заа-пя-таа-я-ктоо-чке
Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа, гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
− · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY [eng]
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер, дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки, у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те,
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет, со-баа-каа-ре-шаа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит, слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь, и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа, слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки, ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа, хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те, ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[ ) ]
Скобки
[ ( ] и [ ) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два, скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь,
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ ( ]
− · − − · ???
Знак доллара [ $ ] · · · − · · − ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Амперсанд /Ждите
[ & ]
· − · · · ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
− · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК, РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ] · − · − · ???
Знак подчерка [ _ ] · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal <AR> − · − · − ???
Начало передачи − · · − − ·
Окончание передачи
· − · − ·
− · · − ·