В русском языке есть гласные которые звучат кратко — это Е и И. А есть такие, у которых длинный звук — это А, О, Ы. В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С , хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.
Как работает метод обучения по напевам?
Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У, аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.
По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.
Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.
Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?
Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!
Доводы против метода обучения по напевам!
- Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
- Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
- В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
- Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
- После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
- Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.
* * *
Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.
Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.
Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.
Международный символ |
Русский символ |
Код Морзе | Напев для запоминания |
A | А | · − | ай-даа, ай-ваа |
B | Б | − · · · | баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан |
C | Ц | − · − · | цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик |
D | Д | − · · | доо-ми-ки, дааай-во-ы, дааач-ни-ки |
E | Е | · | есть |
F | Ф | · · − · | фи-ли-моон-чик, фи-ти-фаааа-ти |
G | Г | − − · | гаа-гаа-рин, гаа-раа-жи, гоо-воо-ри |
H | Х | · · · · | хи-ми-чи-те |
I | И | · · | и-ди, ишь-ты |
J | Й | · − − − | йош-каа-раа-лаа, и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа |
K | К | − · − | каак-де-лаа, каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа |
L | Л | · − · · | лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки |
M | М | − − | маа-маа, моор-зее |
N | Н | − · | ноо-мер, наа-те, нооо-сик |
O | О | − − − | оо-коо-лоо |
P | П | · − − · | пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет |
Q | Щ | − − · − | щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа, щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа |
R | Р | · − · | ру-каа-ми, ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та |
S | С | · · · | си-не-е, сам-та-кой, са-мо-лёт |
T | Т | − | таак, таам |
U | У | · · − | у-нес-лоо, у-бе-гуу |
V | Ж | · · · − | я-бук-ва-жее, же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо |
W | В | · − − | ви-даа-лаа, вол-чаа-таа |
X | Ь | − · · − | тоо-мяг-кий-знаак, знааак-мяг-кий-знааак |
Y | Ы | − · − − | ыы-не-наа-доо, тыыы-не-мыыы-тааа |
Z | З | − − · · | заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки |
1 | · − − − − | и-тооль-коо-оо-дноо, ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин | |
2 | · · − − − | две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа | |
3 | · · · − − | три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа, е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й |
|
4 | · · · · − | че-тве-ри-те-каа, че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа, че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя |
|
5 | · · · · · | пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е | |
6 | − · · · · | поо-шес-ти-бе-ри, шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли, даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки |
|
7 | − − · · · | даай-даай-за-ку-рить, даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо, да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь, даа-ваай-на-ли-вай |
|
8 | − − − · · | воось-моо-гоо-и-ди, вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит, наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков |
|
9 | − − − − · | ноо-наа-ноо-наа-ми, паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит, дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик |
|
0 | − − − − − | нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва | |
Ö | Ч | − − − · | чее-лоо-вее-чик, чаа-шаа-тоо-нет |
CH | Ш | − − − − | шаа-раа-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа |
Ñ | Ъ | − − · − − | твёёр-дыый-не-мяяг-киий (Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь) |
É | Э | · · − · · | э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки |
Ü | Ю | · · − − | ю-ли-ааа-наа |
Ä | Я | · − · − | я-маал-я-маал, а-яяя-ска-заал |
Дефис, знак минус [ – ] | − · · · · − | чёёр-точ-ку-мне-да-ваай, чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии даай-ти-ре-де-фис-наам |
|
Точка [ . ] |
· · · · · · | то-чеч-ка-то-чеч-ка | |
Точка [ . ] |
· − · − · − | a-STOP- a-STOP- a-STOP [eng] | |
Запятая [ , ] |
· − · − · − | крю-чок-крю-чок-крю-чок, и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя | |
Запятая [ , ] |
− − · · − − | COM-MA-it’s-a-COM-MA [eng] | |
[ ; ] | − · − · − · | тоо-чка-заа-пя-таа-я, заа-пя-таа-я-ктоо-чке | |
Восклицательный [ ! ] |
− − · · − − | ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа, гааа-дааа-ли-три-браа-тааа поо-каа-нет-при-каа-заа |
|
Восклицательный [ ! ] |
− · − · − − | AU-tumn-ON-a-PO-NY [eng] | |
Дробна черта [ / ] | − · · − · | доо-ми-ки-ноо-мер, дробь-здесь-пред-ставь-те | |
Знак вопроса [ ? ] | · · − − · · | э-ти-воо-проо-си-ки, у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те, до-про-сии-лии-е-го |
|
Собака [ @ ] | · − − · − · | со-баа-каа-ку-саа-ет, со-баа-каа-ре-шаа-ет | |
Двоеточие [ : ] | − − − · · · | пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит, слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш двоо-еее-тоо-чи-е-ставь |
|
Апостроф [ ‘ ] | · − − − − · | крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь, и-ааа-поо-строоф-стааа-вим | |
Знак раздела | − · · · − | рааз-де-ли-те-каа, слуу-шай-те-ме-няя | |
Кавычки [ ” ] | · − · · − · | ка-выы-чки-ка-выы-чки, ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли | |
Конец связи | · · − · − | хо-ро-шоо-по-каа, хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя | |
Ошибка/перебой | · · · · · · · · | хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те, ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь | |
Открывающая скобка [ ) ] |
Скобки [ ( ] и [ ) ] |
− · − − · − | скоб-ки-раз-скоб-ки-два, скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь, скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии |
Закрывающая скобка [ ( ] |
− · − − · | ??? | |
Знак доллара [ $ ] | · · · − · · − | ??? Этого кода нет в рекомендациях ITU] |
|
Амперсанд /Ждите [ & ] |
· − · · · | ??? Этого кода нет в рекомендациях ITU] |
|
Знак раздела, Знак равно [ = ] |
− · · · − | ТАК-жи-ви-те-ТАК, РАЗ-де-ли-те-КА | |
Знак плюс [ + ] | · − · − · | ??? | |
Знак подчерка [ _ ] | · · − − · − | Этого кода нет в рекомендациях ITU] | |
Starting Signal <AR> | − · − · − | ??? | |
Начало передачи | − · · − − · | ||
Окончание передачи
|
· − · − · | ||
№ | − · · − · | ||