Аудиокурс по обучению азбуке Морзе

Самюэл Морзе. 1791 - 1872В 2013-2014 годах прошли 2 цикла занятий по обучению азбуке Морзе через Skype. Занятия были групповыми, по 6-10 человек, проводились три раза в неделю по одному часу. Методика обучения адаптирована к приему и записи сразу на клавиатуру, десятипальцевым методом.

Занятия вел многократный чемпион СССР и России по многоборью радистов, Мастер Спорта Международного Класса СССР по радиоспорту, Чемпион Европы и Мира по скоростной радиотелеграфии, Почётный радист РФ и Президент клуба Russian CW Club, Морозов Владислав Михайлович (R8OA).

Ниже приведены авторские комментарии к курсу и аудиофайлы для скачивания и самостоятельного изучения.


Кратко о главных моментах в изучении азбуки Морзе.

  1. Нужно найти время на обязательные каждодневные тренировки. Требуется отводить на обучение не менее 1 часа в день.
  2. Наличие желания к изучению азбуки.
  3. Жесткий самоконтроль в процессе обучения. Пока не освоен безошибочный прием букв очередного занятия, не переходить к следующему. В противном случае ошибки будут расти как снежный ком. Особенно это касается изучению схожих по звучанию знаков – S/H, H/5, B/6, 7/8 и т.д.
  4. В формате группового обучения достичь контроля безошибочного приема сложнее, чем в индивидуальном, т.к. в группе у каждого обучаемого свой временной отрезок усвоения. Поэтому очное обучение, когда есть “обязаловка” и пригляд преподавателя предпочтительней и гораздо эффективней групповой, и тем более заочной формы обучения.
  5. Для индивидуальных занятий можно использовать метод Коха на сайте lcwo.net
  6. Если задаться целью, то при ежедневной, минимум часовой, тренировке можно изучить все знаки и нарастить скорость приема до 50-60 зн/мин за 2 месяца гарантировано.
  7. Но повторяю, самое главное это желание и время, время и еще раз время.

 

ПЛАН ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ АЗБУКЕ МОРЗЕ ЧЕРЕЗ SKYPE

№ Занятия План занятия
Вводная беседа

  • О служебных символах передаваемых в начале радиограммы
  • Акцент, что прием на клавиатуру, а не на бумагу
  • Правила поведения в скайпе на занятиях
  • Прения с обучаемыми
  • Где купить телеграфный ключ?
  • О компьютерных программах для помощи в обучении
  • Об общих принципах обучения
Занятие 1

  • О правильном расположение пальцев на клавиатуре
  • О знаке ВНИМАНИЕ и знаке РАЗДЕЛ знаке КОНЕЦ ТЕКСТА
  • О передаче текста группами
  • Поочередное изучение букв: F J G H
  • О пропуске не принятого знака
  • Контрольная по приему букв: F J G H
Занятие 2

  • Проверка ранее изученных букв: F J G H
  • Поочередное изучение букв: R U T Y
  • О правильном расположение пальцев на клавиатуре
  • О технике приема с отставанием на 1-2-3 символа
  • Тестовый прием 8 изученных букв: F J G H R U T Y
  • Контрольная по приему букв: F J G H R U T Y
Занятие 3

  • Рекомендации о выполнении домашний заданий на программе cw-type
  • Повторение пройденных 8 букв: F J G H R U T Y
  • Поочередное изучение букв: C V B N M
  • Прием текста из букв: C V B N M
  • Прием текста из 13 букв: F J G H R U T Y C V B N M
  • О допустимом числе ошибок 5 шт
  • Контрольная работа по приему букв: F J G H R U T Y C V B N M
Занятие 4

  • Повторение изученных ранее букв: F J G H R U T Y C V B N M
  • О знаке ПЕРЕБОЙ
  • Поочередное изучение новых букв: D K E I X
  • Прием всех 18 изученных букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X
  • Контрольная работа по буквам : F J G H R U T Y C V B N M D K E I X
Занятие 5

  • Повтор ранее изученных 18 букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X
  • Поочередное изучение новых букв: L Z S W O
  • Напоминание о необходимости приема с отставанием на 1-2 символа
  • Прием 5 изученных букв: L Z S W O
  • Прием текста из 23 букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O с проговариванием принятых букв после группы
  • Контрольная работа по буквам: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O
  • О программе для самотестирования по приему радиолюбительских кодов
Занятие 6

  • Поочередное изучение букв: Q A P
  • Прием текста из букв: Q A P
  • Напоминание о пропуске непринятых знаков
  • Прием текста из 26 изученных букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P
  • Прием основных 24 двух-буквенных радиолюбительских кодов
  • Расшифровка и объяснение каждого из принятых радиолюбительских кодов
  • Контрольная по приему букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P
  • Предупреждение об опасности форсирования скорости приема
Занятие 7

  • О технике передачи на ключе
  • О типах существующих ключей
  • О том какой текст следует брать для передачи
  • Прием всех изученных букв: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P
  • Поочередное изучение цифр: 1 3 0
  • Прием всех изученных 29 знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0
  • Прием и запись двух-буквенных радиокодов
  • (контрольной работы на этом занятии не предусмотрено)
Занятие 8

  • Прием всех ранее изученных знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0
  • Поочередное изучение цифр: 2 6 8
  • Прием текста из изученных цифр: 2 6 8
  • Прием всех изученных 32 знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8
  • Прием и запись двух-буквенных радиокодов
  • Контрольная работа по приему символов: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8
Занятие 9

  • Напоминание о пропуске непринятых / нераспознанных знаков: “не уверен – не жми”
  • Прием ранее изученных знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8
  • О подключении к программе cw-type ключа через COM-port
  • О радиолюбительских диапазонах, где работают начинающие телеграфисты
  • Поочередное изучение цифр: 4 7
  • Прием текста из изученных сегодня цифр: 4 7
  • Прием текста из изученных цифр: 1 3 0 2 6 8 4 7
  • Прием всех изученных знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8 4 7
  • О домашнем задании – приеме в rufsxp радиокодов и позывных
  • Контрольная работа по приему: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8 4 7
  • Объяснение функционала rufzxp, описание настроек
Занятие 10

  • Прием всех ранее изученных знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8 4 7
  • Поочередное изучение символов: 5 9 дробная черта
  • Прием текста из 3 изученных символов: 5 9 дробная черта
  • О использовании точки, запятой, восклицательного знака, об отличии кодов в русской и межднародной азбуке Морзе
  • Прием всех изученных знаков: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P 1 3 0 2 6 8 4 7 5 9 дробь
  • Контрольная (только буквы) на повышающихся скоростях 40, 50, 60 знаков/мин: F J G H R U T Y C V B N M D K E I X L Z S W O Q A P
  • Контрольная (только цифры) на повышающихся скоростях 40, 50, 60 знаков/мин: 1 3 0 2 6 8 4 7 5 9
  • Описание настроек rufzxp для генерации 20 групп из всех изученных символов
  • Задание на самостоятельную работу в rufzxp и отправке отчета об ошибках приема в ней
Занятие 11

  • Разбивка обучающихся на 2 группы: Первая группа принимает текст и выполняют контрольные работы, Вторая в это время самостоятельно работают в rufzxp, принимая радиолюбительские позывные 3 раза по 50 групп, и отправляют отчеты по ошибкам
  • Прием букв, 100 групп
  • Прием цифр, 100 групп
  • Контрольная работа, все буквы, 20 групп
  • Контрольная работа, все цифры, 20 групп
Занятие 12

  • Домашнее задание по rufzxp на позывные, отсылка результатов приема
  • Пожелание вести радионаблюдение, рекомендуются частоты, где практикуются начинающие телеграфисты
  • Рекомендации попрактиковаться в передаче разных типовых связей
  • Контрольная работа на смешанном тексте, 30 зн/мин, 25групп
  • Рекомендация о демонстрации своих умений передачи на ключе в группе по скайпу
  • Контрольная работа на смешанном тексте: 40зн/мин, 25групп
  • Кратко про возможности программы morse-runner
  • Контрольная работа на смешанный текст: 50зн/мин, 25групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 60зн/мин, 25групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 70зн/мин, 25групп
Занятие 13

  • Контрольная работа на смешанный текст: 30зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 40зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 50зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 60зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 70зн/мин, 30 групп
  • Выдача реконендаций о скоростях тренировки на основе статистики ошибок для каждого ученика
  • Рекомендации о возможности тренировки в rufzxp на бОльших скоростях
  • Пожелание вести радионаблюдение живого эфира
Занятие 14

  • Контрольная работа на смешанный текст: 30зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 40зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 50зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 60зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 70зн/мин, 30 групп
  • Контрольная работа на смешанный текст: 80зн/мин, 30 групп
  • О методике приема смыслового текста
  • Подробно о возможностях программы Morse Runner, особенностях работы с ней
Что далее? Этими 14 уроками курс обучения был завершен. Далее от каждого обучаемого требуется домашняя (рутинная) работа по наращиванию объема принимаемого текста, регулярных тренировок с жестким самоконтролем. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и прилежного отношения к самостоятельным занятиям на это уйдет еще месяц-полтора. Таким образом достичь скорости приема 50-60 зн/мин вполне можно за два месяца.Затем можно смело идти в радиоклуб и сдавать экзамены на получение 1-й категории…

 

Морозов Владислав,
R8OA


Спасибо RA9OBZ и R8OSP за предоставленный аудио-материал.


This site is using the Seo Wizard plugin by http://seo.uk.net/